В российский прокат выходит канадский триллер «Крутой поворот» — вторая полнометражная работа Джейсона Бакстона. На зарубежных сайтах у фильма впечатляющий рейтинг — и более чем заслуженный. Камерная и тревожная история про дом у дороги способна навести ужас без всякой мистики. Здесь ставка — на сюжет, где подняты неудобные темы семейного и экзистенциального кризиса наряду с депрессией, и самоотверженную игру Бена Фостера в главной роли. Его партнершей стала Коби Смолдерс, известная по сериалу «Как я встретил вашу маму».
Джош (Фостер), Рейчел (Смолдерс) и их сынишка Макс, которого родители воспитывают экологично, оберегая от любых потрясений, переезжают в пригород. В просторный и стильно обставленный дом мечты, доставшийся им недорого. В тихом, безлюдном месте, где легче дышится и можно отдохнуть от городского шума. Однако в первый же вечер герои становятся свидетелями ужасающей аварии: на крутом повороте возле их нового жилища разбивается машина, погибает молодой человек. Едва оправившись от потрясения — отлетевшее колесо даже разбило окно гостиной, — Джош и Рейчел наблюдают на том же месте еще одну катастрофу, вновь с летальным исходом. И еще одну. Женщина, переживая, что у сына будет психологическая травма, настаивает на переезде, но супруг не торопится продавать только что приобретенный дом. Всё дело в том, что Джош отныне буквально одержим злосчастным поворотом, вид на который открывается из гостиной. Точнее — авариями и погибшими людьми: он никого не смог спасти, хотя и был на месте раньше скорой.
Читать «Серфер» — солнечный триллер с обезвоженным Николасом Кейджем
Постепенно Джош, зациклившийся на про́клятом изгибе дороги, всё глубже уходит в себя, отстраняется от семьи, работы, проводит свободное время на курсах первой помощи, а вечерами буравит взглядом темноту — будто бы в надежде, что несчастный случай произойдет вновь. Всё это побуждает зрителя вспомнить, что признаки депрессии были у героя с самого начала, несмотря на воодушевление в связи с переездом. Теперь всё лишь усугубляется, а он вяло соглашается отпустить Рейчел, которая уже требует развод, и видеться с сыном, лишь когда она позволит. Уверенный, что это черная полоса, которая закончится как только он сможет спасти хоть одну жизнь.
Странная фиксация наглядно отображает внутреннюю нестабильность человека, его кризис и потерю смысла жизни, четких ориентиров. Всё это создает тревожную атмосферу, присущую как правило ужастикам — и антураж соответствующий, — но на деле фильм пугает максимальной реалистичностью. Интересно, что психологи и терапия играют в фильме не последнюю роль. Рейчел и сама работает в этой сфере, она же настойчиво тащит мужа то к детскому и семейному психологу, то отправляет к личному. Именно поэтому «Крутой поворот» несет в себе не только развлекательную функцию: депрессивный мужчина в качестве главного героя не является в кино таким уж общим местом — особенно на фоне всё еще яркого тренда на женскую силу. В этом смысле дебют Джейсона Бакстона кажется даже слегка провокационным, поскольку героиня Коби Смолдерс будто бы перестает вызывать сочувствие, когда весьма легко оставляет супруга без понимания и поддержки (дело, конечно, в монтаже, превращающем дни и недели в минуты). Её, разумеется, можно понять, учитывая гиперфиксацию на ребенке, но и принять такое оказывается непросто: образ не самый комплиментарный.
Читать Красное пламя кошмара: неординарные фильмы из Канады
При этом фильм – безусловный бенефис Бена Фостера, играющего маленького человека, задавшегося, по сути, одной из форм вечного вопроса «Тварь я дрожащая или право имею?». Интрига сохраняется вплоть до финальной сцены, которая должна разделить жизнь Джоша на до и после. Впрочем, несмотря на формальную завершенность, внутренний конфликт остается: закрыв один из навязчивых «гештальтов», герой оставляет и себе, и зрителю весьма неопределенное, открытое будущее. Уйдет ли одержимость, или же чувство собственного божественного превосходства возьмет верх и будет и дальше разъедать душу – вопрос со звездочкой.
«Крутой поворот» в кинотеатрах с 22 мая.
«Крутой поворот»