Дело не только в «Оскарах»: почему Дэниэл Дэй-Льюис — воистину великий актер Зарубежные актеры 17 октября 2025 10:41

Отшельник по природе, ставший уникальным актером современности.
Путь безумца
Сегодня Дэниэла Дэй-Льюиса знают как самого искреннего и избирательного актера мира. Один фильм раз в несколько лет — такова скорость его работы в кино. Последний раз актер появился на большом экране в «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона в 2017 году. И вот восемь лет спустя, в 2025 году, Дэй-Льюис снялся в дебютной ленте своего сына «Анемон» о двух братьях, которые вспоминают травмы прошлого в лесной хижине на севере Англии. В каком-то смысле новая картина созвучна и настоящему актера, который ведет отшельнический образ жизни, не появляется на светских мероприятиях, не дает интервью и работает то столяром, то сапожником.
Именно избирательность и умение тщательно готовиться к перевоплощению привели Дэй-Льюиса к трем заветным для многих «Оскарам» за лучшую мужскую роль. Рекорд этот так и не побит. Ненамного к нему приблизился лишь Джек Николсон, но и то — третья премия досталась актеру за роль второго плана. Первенство по количеству статуэток за главную мужскую роль все еще у Дэй-Льюиса.
Сам Дэй-Льюис — выходец из образованной семьи, так что воспитание и бэкграунд тоже сыграли свое дело во взращивании таланта. Дедушка актера — Майкл Бэлкон — был известным продюсером, работал на старейшей в мире кинокомпании Gaumont, сотрудничал с Metro-Goldwyn-Mayer, продюсировал ранние фильмы Альфреда Хичкока, был одним из основателей BAFTA. Отец актера — Сесил Дэй-Льюис — был писателем и поэтом, а мать — Джилл Бэлкон — снималась в кино и играла в театре. Даже старшая сестра нашего героя имела отношение к визуальным искусствам — Тэмасин Дэй-Льюис была шеф-поваром на ТВ и кулинарным критиком.
Путь Дэниэла был как будто бы предрешен. Уже в 14 лет он впервые попал в кино, сыграв эпизодическую роль уличного хулигана в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье». Параллельно с этим актер покорял театральные подмостки, показывая свой широкий актерский диапазон — от Гамлета и Ромео до графа Дракулы и Владимира Маяковского.

«Призрачная нить» (2017)
Ушел актер с театральной сцены довольно внезапно — прямо во время спектакля «Гамлет», когда его герою мерещится призрак отца. Эта история обросла байками и легендами, но Дэниэл Дэй-Льюис не спешит ничего подтверждать или опровергать, лишь еще больше погружая свою личность в ореол тайн и загадок. Возможно, именно такая мифологизация и запрет на проникновение в частное помогают ему настолько глубоко погружаться в каждую доверенную ему роль.
Метод тотального погружения
Чтобы подготовиться к роли, Дэй-Льюису нужно от года до трех лет. За это время он изучает поведение похожих на его героя людей, читает огромное количество литературы, если ему предстоит играть историческую личность, погружается в различные обстоятельства — живет вдали от людей, пробует новые профессии, учит другие языки. Его не пугает даже то, что подготовка может негативно влиять на здоровье. К моменту съемок он развивает искренность, выразительность и эмоциональную насыщенность актерской игры, которая не позволяет ему выходить из образа на протяжении всего съемочного процесса. Такое серьезное отношение и скрупулезная работа позволяют актеру глубоко погрузиться в образ. В этом и лежит глубинная причина избирательности Дэй-Льюиса — далеко не с каждым персонажем захочется прожить значительный отрезок жизни.
Лучшие роли
Во время подготовки к фильму «Призрачная нить» Дэй-Льюис несколько месяцев работал ассистентом костюмера в нью-йоркском балете, а ради роли в «Невыносимой легкости бытия» выучил чешский язык, чтобы со всех сторон прочувствовать своего героя Томаша. Готовясь к «Последнему из могикан», Дэй-Льюис жил в лесу и добывал себе пропитание дикими способами. Для драмы «Во имя отца» актер проводил время в тюрьме, не спал сутками и просил полицейских жестко допрашивать его. А перед «Бандами Нью-Йорка» актер чуть не умер от холода, потому что отказался надевать пальто потеплее, которого не могло быть у его героя, слушал Эминема и рубил мясо круглыми сутками. Но это еще безобидное, безопасное и, кажется, самое логичное, что проделывал Дэй-Льюис в кино ради вживания в образ.

«Моя левая нога» (1989)
Для съемок в «Нефти» актер провел целое исследование, изучив от и до эпоху, в которой происходит действие. Шляпу для своего героя Дэй-Льюис выбирал также тщательно — в каждом варианте он проводил по несколько дней, чтобы сродниться с предметом и понять, какой ему лучше всего подходит. Кроме того, Пол Томас Андерсон поставил перед Дэй-Льюисом задачу: быть похожим на режиссера Золотого века Голливуда Джона Хьюстона. Ради этого актер пересматривал документальные фильмы о нем, интервью, копировал движения и речь, проводил колоссальную работу над акцентом и произношением.
Когда Дэй-Льюис готовился к оскароносной роли парализованного писателя и художника Джима Шеридана в фильме «Моя левая нога», он добровольно сел в инвалидное кресло и не вставал с него до финального дубля. Совершенно здоровый человек действительно стал инвалидом, чем изрядно помучил съемочную группу — он не мог передвигаться без посторонней помощи, его кормили с ложечки, а спал он в скрюченном положении — в точности, как и его герой. Впрочем, именно этой ролью Дэй-Льюис недоволен больше всего. При таком героическом и тотальном погружении актер жалеет о том, что так и не смог овладеть в совершенстве левой ногой, как сам Шеридан. Поэтому во многих эпизодах Льюис действовал правой, и снимать приходилось с помощью зеркала.

«Нефть» (2007)
Тем не менее самое гениальное и в то же время пугающее воплощение на экране у Дэй-Льюиса получилось в фильме Стивена Спилберга «Линкольн», где актер сыграл шестнадцатого президента США. Согласился он на эту роль не сразу, а потом прочитал более ста книг о прославленном президенте, изучил его голос и буквально стал не собой, а настоящим Авраамом Линкольном. Добившись произношения и тембра один в один, Дэй-Льюис запрещал разговаривать с ним на площадке, особенно англичанам, чтобы не сбиться с нужного акцента.
Именно такие безумные методы привели Дэниэла Дэй-Льюиса к званию самого талантливого и безупречного актера современности. Ведь он не просто проживает отдельную жизнь на экране. Он по-настоящему влезает в шкуру своих героев, искренне примеряет на себя чужую жизнь и перестает быть собой ради искусства достоверности в таком непростом ремесле, как игровое кино.

София Маргацкая Теги: Зарубежные актеры Анемон Призрачная нить Невыносимая легкость бытия Последний из Могикан Линкольн Нефть Во имя отца Банды Нью-Йорка Моя левая нога Дэниел Дэй-Льюис