Ужас в ночи: 8 фильмов о вампирах, которые вы наверняка не видели Подборка Что посмотреть Хоррор 24 октября 2025 10:49

Подборка для тех, кто уже посмотрел общеизвестные хиты вроде «Дракулы» и «Интервью с вампиром», но хочет еще.
«Последний человек на Земле» (1964)
Загадочный вирус превращает людей в кровожадных монстров. Подобно вампирам, безмозглые твари боятся чеснока и солнечного света, бодрствуя исключительно ночью. Роберт Морган — единственный человек на планете, которому удалось сохранить человеческий облик. Днем он патрулирует улицы опустевшего города, пополняя припасы и убивая чудовищ, а с наступлением темноты баррикадируется в доме, не выпуская из рук оружие.
«Последний человек на Земле» основан на популярном романе «Я — легенда», получившем полвека спустя экранизацию с Уиллом Смитом. В отличие от дорогой голливудской версии, зараженные здесь больше напоминают зомби, чем вампиров, а сюжет с осадой жилого дома во многом предвосхищает «Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Камерность повествования превращает мрачный черно-белый хоррор в театр одного актера — Винсента Прайса, выдавшего одну из своих сильнейших ролей.

«Мартин» (1976)
С виду Мартин — замкнутый юноша, работающий в провинциальном магазине. Никто из жителей городка не подозревает, что в свободное время он охотится на девушек, чтобы пить их кровь.
«Мартин» — тихий шедевр уже упомянутого Джорджа А. Ромеро, снятый им аккурат между «Ночью» и «Рассветом мертвецов». Фильм разительно отличался от прочих вампирских хорроров тех лет: здесь нет ни готических замков, ни ряженых аристократов с клыками, боящихся солнечного света. Подлинный реализм, несвойственный подобным картинам, обеспечил крошечный бюджет «Мартина». Хоррор создавался партизанским методом в окрестностях Питтсбурга — без студийного освещения, без грима, с участием друзей и коллег Ромеро, чьи дома послужили декорациями. Сам Мартин, потрясающе сыгранный дебютантом Джоном Эмпласом, напоминает скорее психопата, возомнившего себя вампиром, нежели реального носферату. В итоге получилcя один из самых нетипичных и странных хорроров своего времени.

«Вампирша-гуманистка ищет добровольца-суицидника» (2023)
Саша — юная вампирша, страдающая от непринятия собственной природы. Несмотря на нестерпимую жажду крови, она наотрез отказывается убивать невинных. Под давлением родителей она все же выходит на охоту и знакомится с подростком по имени Поль, размышляющим о самоубийстве. Казалось бы, лучшего кандидата для первого убийства не найти, но между двумя изгоями неожиданно возникают чувства.
Картина с причудливым названием «Вампирша-гуманистка ищет добровольца-суицидника» — хоррор-мелодрама, которая станет отличной альтернативой «Сумеркам». Дебютантка Ариан Луи-Сеиз сумела выдержать тонкий баланс между ужасами и романтикой: кровавые сцены есть, но они вряд ли кого-то напугают, а история первой любви рассказана без лишней сентиментальности. Настоящий подарок для поклонников лампового инди-кино.

«Зависимость» (1994)
Кэтлин — студентка из Нью-Йорка, изучающая философию. Возвращаясь поздно вечером домой, она подвергается нападению со стороны незнакомки. После этого Кэтлин начинает испытывать неконтролируемую тягу к человеческой крови.
В фильме Абеля Феррары «вампиризм» — прямая метафора наркозависимости, о которой режиссер знал не понаслышке. После укуса героиня, подсаживаясь на кровавую «иглу», теряет всякий интерес к жизни. Ей больше не нужны ни учеба, ни еда, ни сон — лишь новая «доза». Ручная камера фиксирует темную сторону Нью-Йорка, по «злым улицам» которого слоняются вампиры, напоминающие городских сумасшедших. Повествование целиком скроено из бредовых псевдоинтеллектуальных разговоров, будто кто-то записал болтовню торчков, пытающихся придать своей зависимости сакральное значение. Так арт-хоррор Феррары не только на десятилетие предвосхищает «мамблкор», но и становится одной из самых личных его работ.

«Черная суббота, или Три лица страха» (1963)
Молодой дворянин Владимир останавливается на ночлег в хижине. Вскоре он замечает, что ее жители ведут себя крайне подозрительно.
Марио Бава — крестный отец итальянского хоррора. В 1957 году он участвовал в создании «Вампиров» — первого полнометражного звукового фильма ужасов в Италии, после чего снял хрестоматийную «Маску Сатаны». Не менее знаковым стал его готический киноальманах «Черная суббота», состоящий из трех новелл. Наибольшую известность получила вторая — вдохновленная «Семьей вурдалака» Алексея Толстого. Этот эпизод ознаменовал возвращение великого Бориса Карлоффа на экраны, а сам фильм впоследствии подарил название группе Black Sabbath.

«Голод» (1983)
Вампирша Мириэм без ума от талантливого виолончелиста Джона, которого она обратила много лет назад. Под покровом ночи они бродят по клубам Нью-Йорка, заманивая в ловушку безрассудных неформалов. Идиллия рушится, когда Джон начинает стремительно стареть, теряя былую красоту. В то же время Мириэм встречает обворожительную Сару, мечтающую о вечной жизни.
«Голод» — ранняя режиссерская работа Тони Скотта, покойного брата Ридли Скотта. Это, пожалуй, один из самых стильных вампирских фильмов, который порадует ценителей пост-панка и эстетики восьмидесятых. В кадре — неподражаемые Дэвид Боуи, Катрин Денев и Сьюзен Сарандон, между которыми вспыхивает подлинная страсть, а фоном звучит легендарная «Bela Lugosi’s Dead» группы Bauhaus.

«Логово белого червя» (1988)
Археолог Ангус приезжает в английскую глубинку, чтобы провести раскопки. Там он обнаруживает череп неизвестного существа, который утром бесследно исчезает. Объединившись с несколькими местными жителями, Ангус выходит на след таинственной леди Сильвии Марш, живущей в замке на отшибе.
«Логово белого червя» — фильм ужасов Кена Рассела, создателя скандальных «Дьяволов» и «Других ипостасей». В основу сюжета легла последняя новелла создателя «Дракулы» Брэма Стокера, долгие годы считавшаяся неэкранизируемой. Как это часто бывает у Рассела, история древнего языческого культа перенасыщена яркими сюрреалистическими образами, а жуткие сцены органично разбавлены черным юмором. Поклонники британского кино также будут рады увидеть молодых Хью Гранта и Питера Капальди, впрочем, меркнущих на фоне инфернальной Аманды Донохью, воплотившей один из самых эффектных вампирских образов.

«Отражающая кожа» (1990)
Послевоенные годы, американское захолустье. Восьмилетний Сет коротает дни в компании друзей, с которыми докучает вдове Дольфин, поселившейся неподалеку. Женщина ходит во всем черном и сторонится местных жителей, из-за чего ребятишки прозвали ее «вампиршей». Беззаботная жизнь Сета рушится, когда в село с фронта возвращается его старший брат Кэмерон.
«Отражающая кожа» — идеальный образец американской готики в кино. В истории взросления мальчика, воспринимающего мир через призму отцовских романов о вампирах, нет никакой мистики, но кадр наполнен тревогой от начала и до конца. Между тем бескрайние горизонты колосящихся полей, залитые испепеляюще-ярким солнцем, пугают похлеще любых средневековых замков и склепов.


Максим Федоров Теги: Подборка Что посмотреть Хоррор Последний человек на Земле Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца Черная суббота, или Три лица страха Голод